О плейбек театре

Плейбек-театр — это уникальное взаимодействие между исполнителями и аудиторией. Один человек рассказывает историю или случай из своей жизни, выбирает актёров для исполнения ролей, а затем наблюдает, как эта история тут же воспроизводится и приобретает артистическую форму и последовательность.2PO3ZqY0AD4

Образование сообщества посредством личных историй                    

Плейбек-театр создаёт ритуальное пространство, где любая история, не важно, обычная ли, необычная, недосказанная или развёрнутая, — немедленно превращается в театр. Здесь почитается и поддерживается уникальность каждой личности, что выстраивает и укрепляет нашу связь друг с другом как членов человеческого сообщества.

Становление

Впервые плейбек-театр был собран в единую организацию в 1975 году, её возглавил Джонатан Фокс. Это случилось в Мид-Хадсон Вэллей на севере Нью-Йорка. Плейбек стал частью театрального экспериментирования 70-х — поисков путей к зрителю, приближения театра к повседневной реальности и разрушения традиций сценарного театра. С тех пор плейбек-театр распространился по всему миру, организации и постановки плейбек-театра проходят более чем в 30 странах. Он процветает в самых разных формах: как в театральных сообществах, так и в сфере профессиональных услуг делового и социального сектора.

Что повлияло на становление плейбек-театра:

  1. Ритуал итеатр сообществ: Джонатан Фокс некоторое время жил в Непале, где формы ритуала и театра глубоко внедрены в ритмы повседневной жизни.
  2. Традиция устного рассказа: люди собираются вместе, чтобы поделиться историями изпрошлого — из мира мифов, легенд и народных сказаний.
  3. Психодрама: при определённых различиях вформах и практике, существуют определённые важные качества, общие для плейбек-театра и психодрамы. Например:
    • Спонтанность ивысвобождение творческой энергии;
    • Включённость— каждый индивидуум обладает своим местом в коллективе.

Основная структура

Будь то в учебном классе, в больнице, на бизнес-конференции или в театре, всегда присутствует одна и та же общая структура плейбек-театра:

  1. Актёры, сидящие наящиках или стульях;
  2. «Дерево» цветной ткани;
  3. Место, где происходит действие;
  4. Стул для рассказчика;
  5. Музыканты;
  6. Стул для ведущего;
  7. Артистические дополнения.

Каждая труппа может иметь свои дополнительные приспособления, например: «дерево» ткани в правом заднем углу сцены — набор кусков ткани разных цветов, развешенных на перекладине или лестнице. Такой набор может быть использован в театральном действии. Или в задней части сцены может быть повешен простой занавес на перекладине для отделения скрытого от зрителей пространства, которое также может быть использовано актёрами во время действия. Всё это — возможные дополнения.

Ритм перфоманса

Сценарий отсутствует, однако есть ритм и последовательность перфоманса плейбек-театра. Ведущий руководит процессом и является посредником между актёрами и зрителями. После того, как завершились вводная часть перфоманса и разогрев, какой-либо доброволец вызывается рассказать свою историю. Это может быть история о каком-то небольшом эпизоде или о более длинном событии. Эта история может быть взята из прошлого, настоящего или будущего. Она может быть о чём-то особенном или же о том, что случается каждый день. За всё время выступления 3, 4 или 5, а может быть и больше, зрителей выйдут на сцену и расскажут свою историю такого рода. В конце перфоманса ведущий может попросить зрителей выразить своё отношение к прошедшему выступлению, и, согласно этим высказываниям, актёрская команда сымпровизирует финал перфоманса.

Тематика перфоманса

Иногда плейбек-перфоманс может изначально задаваться определённой темой, тогда зрителям предлагается рассказывать истории, раскрывающие эту тему. Иногда выступление проходит без заданной тематики, и тогда темы, которые волнуют собравшихся в зале людей, раскрываются через глубинный рисунок, образованный их рассказами. Он не всегда очевиден, но умелый ведущий способен донести его до сознания участников в конце выступления.

Последовательность рассказа

Главное в плейбек-перфомансе — рассказ истории:

  1. Когда кто-либо иззрителей выражает желание поделиться своим рассказом, то этот человек, называемый Рассказчиком, выходит из зрительного зала к стулу Рассказчика. Сидя на этом стуле, он рассказывает историю, ему помогает Ведущий.
  2. Затем при помощи Ведущего Рассказчик выбирает актёров, которые исполнят роли вего рассказе. Выбранные актёры встают на сцене. Когда история рассказана, Ведущий говорит: «Давайте посмотрим».
  3. Эта реплика является сигналом начала действия для актёров. Для создания определённой атмосферы инастроения может звучать музыка, актёры могут использовать свои стулья для разграничения пространства.
  4. Актёры имузыканты спонтанным образом импровизируют, разыгрывая эту историю, и эта импровизация может принимать различные артистические формы, с тем, чтобы ухватить и выявить суть и ядро истории.
  5. В конце действия актёры смотрят наРассказчика в знак того, что теперь их инсценировка будет принята Рассказчиком.
  6. Затем следует заключение Рассказчика: ему предоставляется возможность высказаться, если ончувствует в этом потребность. Иногда нужно сказать всего несколько слов, а может быть, и вовсе ничего, а иногда Рассказчику даётся шанс, чтобы скорректировать или трансформировать представленную сцену. И актёры, соответственно, это разыграют. Ведущий благодарит Рассказчика, и тот возвращается на своё место. Затем приглашается следующий зритель, желающий рассказать свою историю, и так далее.

Простые правила такой последовательности формируют определённый ритуал, который является существенным положением в плейбек-театре.

Ритуал

Ритуал в плейбек-театре является очень важным вместилищем всей практики плейбека. Ритуал создаёт структуру, определяет весь процесс, внутри которого может проявиться нечто непредсказуемое и чудесное. Если ведущий и актёры правильно соблюдают ритуал действия, то у зрителя возникает подсознательное ощущение безопасности. И в такой атмосфере самое сокровенное и самое будничное в зрительских историях будет принято с достоинством и уважением.

Художественность

Разыгрывается натуралистическая сцена, или же абстрактное движение и звук, разыгрывается в танце, или при помощи кукол, или пением (или совмещением всех этих форм), — если при этом исполнители уловили суть истории на высоком уровне артистизма, то воздействие их исполнения может быть очень сильным и выводить на новый уровень преображения и исцеления. Если мы наблюдаем это в форме спонтанного совместного творчества, то такое творчество предлагает нам более глубокое переживание нашей человечности и совместного потенциала.URlyABzViMQ

Социальное взаимодействие

Помимо фундаментальных принципов ритуала и художественности, плейбек-Театр уделяет внимание и социальному взаимодействию. Ритуал и артистический подход имеют смысл только тогда, когда присутствует хорошее понимание целостного группового участия. Эта театральная форма напрямую служит оздоровлению отношений, коммуникации и взаимопонимания среди людей. Такие ценности составляют её основу, так что ведущий в непосредственном взаимодействии с аудиторией проявляет уважение и человеческое тепло, а также он ощущает более широкий социальный контекст плейбек-действия. Слушая личные рассказы, мы чувствуем, как наши собственные истории вплетаются в паутину сообщества людей, сливаясь таким образом с коллективным и универсальным опытом. Так начинаются социальные изменения и преобразования, когда мы при помощи индивидуальных голосов создаём пространство историй сообщества и поддаёмся их воздействию.

Актёр плейбек-театра

Аутентичность спонтанности лежит в основе практики плейбек-театра. Понятие «гражданский актёр» имеет большое значение в мире плейбека — любой человек обладает природной способностью играть в плейбек-театре достаточно хорошо. плейбек-театр призывает актёров слушать, высвобождает их интуицию и вдохновение, предполагает доверие и поддержку друг друга, апеллирует к присущей им личной мудрости и жизненному опыту. Поэтому при обучении плейбек-театру, в дополнение к актёрскому мастерству, необходимо развивать в актёрах глубокое самосознание и самопонимание. Актёрами плейбек-театра становятся люди из самых разных сфер деятельности — социальные работники, администраторы, педагоги. Некоторые из них — профессиональные актёры, многие — талантливые работники творческих профессий, тренеры и терапевты.

Организация плейбек-театра»

Для группы плейбек-театра» нормой является наработка совместной практики плейбека в течение некоторого периода, возможно, один вечер в неделю, прежде чем начать открытые для публики выступления. Многие группы решают устраивать регулярные перфомансы, один раз в месяц или два месяца, для своего сообщества в каком-либо публичном месте. Когда группа достигает определённого мастерства, они могут предложить проведение своих перфомансов по специальным заказам. Интересный феномен заключается в том, что участники организации плейбек-театра остаются в организации на многие годы, зачастую получая совсем небольшое вознаграждение за свои усилия и потраченное время, а то и вовсе без вознаграждения. В некотором смысле ценности и сама направленность работы плейбек-театра — ориентация театра на оказание непосредственной помощи обществу — уже предполагает достаточное вознаграждение для участников группы. К тому же применение совместной практики за большой период времени формирует артистическое мастерство, которое может стать экстраординарным.

Разнообразие контекстов и аудиторий

Гибкость форм плейбек-театра позволяет ему с высокой чувствительностью реагировать на нужды разнообразных специфических групп общества. Вот несколько примеров:

  1. Социальное изменение и воздействие:
    • На севере Австралии плейбек-группа выступала для сообществ коренного населения врамках программы, имеющей целью реабилитацию и повышение достоинства этих сообществ в условиях последствий их угнетения и эксплуатации.
    • Плейбек-театр был задействован, как попытка услышать обе стороны вПалестино-Израильском конфликте.
    • В Аргентине плейбек оказал помощь вреконструкции общественной памяти социально-политических аспектов истории страны.
  2. Корпоративный контекст:
    • В Швейцарии аудитория, состоящая изинженеров и бухгалтеров, при помощи плейбек-театра делится своими рассказами об организационном реструктурировании.
    • В Вашингтоне аудитория почтовых служащих таким образом рассматривает проблему сокращения штатов.
  3. Образование:
    • На Аляске школьники при помощи плейбек-театра переживают свою скорбь поповоду смерти школьного товарища.
    • В Гонконге подростки выступают вплейбек-театре в рамках социальных программ.
  4. В психотерапии:
    • плейбек-театр также используется психотерапевтами вкачестве дополнительного инструмента в групповой работе. В Чикаго группа больных шизофренией, находящихся на амбулаторном лечении при психиатрической больнице, регулярно встречается и устраивает выступления плейбек-театра друг для друга. Они рассказывают друг другу истории, копирующие повседневную жизнь.
  5. События различных сообществ:
    • В Сиднее плейбек-театр является частью свадебных торжеств.
    • В Лондоне онустраивается вечером в День памяти погибших в Первую и Вторую мировые войны.
    • В Японии группа плейбек-театра выступает ежемесячно для умственно-отсталых людей, ихдрузей и родственников.
  6. Публичные выступления:
    • Плейбек-театр устраивает свои перфомансы для широкой публики втеатрах и домах искусства по всему миру. О плейбеке говорят, что это — «театр соседей». Вы можете прийти в этот театр как незнакомец, но почти наверняка к концу вечера вы почувствуете живость и лёгкость в общении с окружающими вас людьми.

Трансперсональные основания

Можно было бы сказать, что плейбек — это форма исцеляющего, даже сакрального театра, которая даёт возможность божественному проникнуть во взаимодействие собравшихся вместе людей. Однако, нельзя не почувствовать, что такой театр основывается на повседневной жизни и её событиях, когда спонтанное разыгрывание ситуаций из жизненного опыта выстраивает отношения между людьми посредством уважения к достоинству, драматизму и уникальности рассказанных ими историй.

 

Написать